25.12.2006 в 11:49
Пишет Hius:читать дальше
Вопрос о нравственности.
На днях одна моя сетевая знакомая задала мне, как она сама его охарактеризовала, каверзный вопрос: "Что такое нравственность?"
И хотя она сама границ этого вопроса не провела, но я решил, что ответ на этот вопрос должен ответить на вопрос, что можно считать нравственным или безнравственным.
Признаюсь, вопрос таки не без каверзы
В первую минуту я даже затормозил, мысли спутались... Нравственность/безнравственность это одно из самых основополагающих понятий нашей жизни. Это из разряда хорошо/плохо. Даже более того, чаще всего эти понятия сливаются. Ответить на вопрос что есть что, кажется, очень просто. Но простота эта упирается в то, что очень сложно сформулировать определение этих понятий через емкую фразу, которая опишет все проявления и крайние точки, очертит костяк понятия, на который можно наращивать мясо примеров. В обычной жизни мы приходим к пониманию этих принципов именно через мясо, а не через костяк.
Затормозив на время, я понял, что это отчасти вызов для меня - ответить на этот вопрос. Он так прост по форме и так сложен по сути. Мне как-то не приходилось ранее думать об этом вопросе. И через пару минут я начал думать...
Учитывая то, что емкого понятия в меня никто не заложил, я решил, что попробую его создать для себя. Попробую воссоздать костяк по тому мясу, которое есть в моем сознании… И начал анализ тех моментов и явлений, примеров из жизни, фактов, которые принимаются нравственными или безнравственными.
Ответить на этот вопрос для меня стало интересно, а может и жизненно важно, потому еще, что один мой знакомый сказал мне про меня (цитата не точна, передана суть): «Тебе, как логику и аналитику, человеку с приматом сознания, разума, должно быть очень хорошо заметно и понятно, что многие нормы и правила принятые в человеческом обществе – искусственны, надуманы, преходящи, порой попросту пусты и даже глупы. И я полагаю, что ты, как человек именно такой, обладающий такими характеристиками, легко можешь преступить эти границы и условности, способен совершать аморальные поступки. Потому что поступать аморально в некоторых случаях рационально или просто логично, а поступать по нормам морали – наоборот. Потому что мораль во многом, особенно на данный момент времени – искусственна.» Типа того…
В ходе своих рассуждений я очень быстро пришел к заключению, что в большинстве случаев понятие морали и нравственности в сознании большинства людей – крепко спаяны, слиты в одно целое.
Однако, хорошо понятно, что нравственное не ограничивается только моральным, а моральное – нравственным.
Также, очень хорошо заметно, что в сознании большинства людей нравственное, вероятно через моральное, в первую очередь и теснее всего ассоциируется с половой, сексуальной сферой.
Однако, это локально-временное ограничение, это становится понятно, если подумать еще… Связано оно с тем, что большинство окружающих живет сейчас в условиях цивилизации и основная масса ущерба, который наносят люди друг другу, исходит из этой самой сферы. Сфера личностного взаимодействия неполового характера сейчас тут явно на вторых ролях. Хотя так было не всегда…
Итак, как становится понятно, постепенно, путем выстраивания логической цепочки, я попытался двигаться к первопричинам, к изначальным определениям. Вопрос: почему многие моменты из половой сферы взаимодействия людей считаются аморальными и безнравственными? Я не буду ходить кругами, вокруг да около и долго рассуждать а отвечу прямо в лоб – потому что они травмируют одного из фигурантов. Не обязательно человека внутри взаимоотношений, но возможно и человека снаружи. Так или иначе, морально или физически. Или морально через физически или физически через морально.
Выше я не сказал кое чего, неких деталей, которые освещу ниже…
И тут я прихожу к важному заключению, почти выводу: в ходе безнравственных, или как их разновидность – аморальных действий КОМУ-ТО НАНОСИТСЯ УЩЕРБ.
И вот тут я обращаю ваше внимание на то, что, что говорил выше, что ИМЕННО СЕЙЧАС основная масса моментов, признаваемых безнравственными в нашем обществе, цивилизованном – лежит, точнее, лежала в половой сфере. Сейчас на этот счет многие понятия истираются, сглаживаются. Просто цивилизованное общество забывает, что нанесение ущерба может быть и в других сферах – сферы эти не так массированно представлены…
Другие нюансы, лежащие вне половой сферы, признаваемые безнравственными – также при внимательном рассмотрении оказываются завязанными на нанесении ущерба другим. Я заведомо не пишу здесь «другим людям» ибо подущербными могут быть не только люди…
Насилие одних над другими, лишение жизни, нанесение травм, увечий, причинение психологического или физического ущерба – эти при отсутствии действительно уважительных причин; а также обидные действия, особенно направленные на унижение личности, отказ от взятых на себя обязательств, резкая смена курса без предупреждения зависимых сторон, отказ от несения ответственности, вредоносная халатность, заведомо вредоносные действия, пусть и не сопровождающиеся нанесением прямого ущерба другим вероятным фигурантам. Все вышеперечисленное можно трактовать как безнравственное.
И именно из этого я прихожу к понятию нравственности: нравственно не причинять действием или бездействием необоснованный и неадекватный ущерб какого-либо рода другим и всячески способствовать непричинению такого ущерба другими.
Как [было] принято у медиков: «Не навреди!»
Нравственность – это непричинение вреда.
URL записиНа днях одна моя сетевая знакомая задала мне, как она сама его охарактеризовала, каверзный вопрос: "Что такое нравственность?"
И хотя она сама границ этого вопроса не провела, но я решил, что ответ на этот вопрос должен ответить на вопрос, что можно считать нравственным или безнравственным.
Признаюсь, вопрос таки не без каверзы

Затормозив на время, я понял, что это отчасти вызов для меня - ответить на этот вопрос. Он так прост по форме и так сложен по сути. Мне как-то не приходилось ранее думать об этом вопросе. И через пару минут я начал думать...
Учитывая то, что емкого понятия в меня никто не заложил, я решил, что попробую его создать для себя. Попробую воссоздать костяк по тому мясу, которое есть в моем сознании… И начал анализ тех моментов и явлений, примеров из жизни, фактов, которые принимаются нравственными или безнравственными.
Ответить на этот вопрос для меня стало интересно, а может и жизненно важно, потому еще, что один мой знакомый сказал мне про меня (цитата не точна, передана суть): «Тебе, как логику и аналитику, человеку с приматом сознания, разума, должно быть очень хорошо заметно и понятно, что многие нормы и правила принятые в человеческом обществе – искусственны, надуманы, преходящи, порой попросту пусты и даже глупы. И я полагаю, что ты, как человек именно такой, обладающий такими характеристиками, легко можешь преступить эти границы и условности, способен совершать аморальные поступки. Потому что поступать аморально в некоторых случаях рационально или просто логично, а поступать по нормам морали – наоборот. Потому что мораль во многом, особенно на данный момент времени – искусственна.» Типа того…
В ходе своих рассуждений я очень быстро пришел к заключению, что в большинстве случаев понятие морали и нравственности в сознании большинства людей – крепко спаяны, слиты в одно целое.
Однако, хорошо понятно, что нравственное не ограничивается только моральным, а моральное – нравственным.
Также, очень хорошо заметно, что в сознании большинства людей нравственное, вероятно через моральное, в первую очередь и теснее всего ассоциируется с половой, сексуальной сферой.
Однако, это локально-временное ограничение, это становится понятно, если подумать еще… Связано оно с тем, что большинство окружающих живет сейчас в условиях цивилизации и основная масса ущерба, который наносят люди друг другу, исходит из этой самой сферы. Сфера личностного взаимодействия неполового характера сейчас тут явно на вторых ролях. Хотя так было не всегда…
Итак, как становится понятно, постепенно, путем выстраивания логической цепочки, я попытался двигаться к первопричинам, к изначальным определениям. Вопрос: почему многие моменты из половой сферы взаимодействия людей считаются аморальными и безнравственными? Я не буду ходить кругами, вокруг да около и долго рассуждать а отвечу прямо в лоб – потому что они травмируют одного из фигурантов. Не обязательно человека внутри взаимоотношений, но возможно и человека снаружи. Так или иначе, морально или физически. Или морально через физически или физически через морально.
Выше я не сказал кое чего, неких деталей, которые освещу ниже…
И тут я прихожу к важному заключению, почти выводу: в ходе безнравственных, или как их разновидность – аморальных действий КОМУ-ТО НАНОСИТСЯ УЩЕРБ.
И вот тут я обращаю ваше внимание на то, что, что говорил выше, что ИМЕННО СЕЙЧАС основная масса моментов, признаваемых безнравственными в нашем обществе, цивилизованном – лежит, точнее, лежала в половой сфере. Сейчас на этот счет многие понятия истираются, сглаживаются. Просто цивилизованное общество забывает, что нанесение ущерба может быть и в других сферах – сферы эти не так массированно представлены…
Другие нюансы, лежащие вне половой сферы, признаваемые безнравственными – также при внимательном рассмотрении оказываются завязанными на нанесении ущерба другим. Я заведомо не пишу здесь «другим людям» ибо подущербными могут быть не только люди…
Насилие одних над другими, лишение жизни, нанесение травм, увечий, причинение психологического или физического ущерба – эти при отсутствии действительно уважительных причин; а также обидные действия, особенно направленные на унижение личности, отказ от взятых на себя обязательств, резкая смена курса без предупреждения зависимых сторон, отказ от несения ответственности, вредоносная халатность, заведомо вредоносные действия, пусть и не сопровождающиеся нанесением прямого ущерба другим вероятным фигурантам. Все вышеперечисленное можно трактовать как безнравственное.
И именно из этого я прихожу к понятию нравственности: нравственно не причинять действием или бездействием необоснованный и неадекватный ущерб какого-либо рода другим и всячески способствовать непричинению такого ущерба другими.
Как [было] принято у медиков: «Не навреди!»
Нравственность – это непричинение вреда.
@темы: размышления